Именно поэтому на территории Ширинского Краеведческого музея создан макет юрты.
В 18 и первой половине 19 века наиболее распространенным типом жилища в хакасских аалах были переносные юрты. В войлочных юртах жили зимой, а берестяных летом. Деревянные юрты появляются в середине 19 века, когда хакасский народ начинает вести оседлый образ жизни.
В юрте посередине находился очаг, на земляном полу. Мебель состояла из кованных сундуков, резных шкафчиков, кровати, полок.
Юрта украшалась красочной вышивкой, войлочными коврами, аппликациями на коже и делилась на две половины: правая ( северная ) являлась женской, где на полках размещалась посуда и утварь, левая (южная) была мужской с предметами хозяйственного пользования.
В настоящее время деревянные юрты сохранились только в селениях долины реки Абакан в качестве летних кухонь.
Таштыкской склеп.
Один древний мудрец заметил: «Жалкая участь ждет тот народ, который не помнит славных дел своих предков и не чтит их память -он обречен на вымирание».
Мировая история многократно подтверждала слова этого умного человека. Десятки стран и народов, забывших о своих корнях, неизбежно растворялись в более многочисленных нациях и просто исчезали с лица Земли.Здесь на два вопроса ответы мы найдем: Откуда мы? Куда уйдем? Как зародилась жизнь? Что за чертой могильной?Хакасия - это перекресток великих культур. Сколько же на нашей Земле величественных древних сооружений! Одно из них - Таштыкский склеп.
А что если попытаться погрузиться в древний мир и сегодня воскресить культуру наших предков Таштыкского периода с 1 века до н.э. и до 5 век н.э.?
В период Таштыкской культуры идет глубокое разделение труда между земледелием и скотоводством. Скотоводство становится ведущей отраслью хозяйства. Лошадь занимает первое место по значимости, затем идет овца и крупнорогатый скот. Земледелие - поливное, появляется сеть оросительных каналов. На основе железа создаются более усовершенствованные орудия труда: топоры, мотыги, ножи, соха, серп. Появляется гончарный круг.
В октябре 2003 года в Ширинском краеведческом музее была открыта экспозиция склепа-усыпальницы Таштыкской эпохи, в которой культивировалось несколько видов захоронений. Необычную идею восстановления этого памятника старины поддержали известные учёные: археолог из Санкт-Петербурга Евгений Дмитриевич Паульс, академик из Новосибирска Виталий Епифанович Ларичев, художник института Сибирского отделения Российской академии наук Вячеслав Иосифович Жалковский. И не удивительно, ведь поиск изучение захоронений от самых древних эпох и до наших дней является стержнем археологической науки. Здесь познается культура предков, воздаётся дань святой исторической памяти поколений., сохраняется преемственности культур.
По форме усыпальница напоминает Египетскую пирамиду, только конус усечен. Часть сооружения находится под землей, часть над. Стены
укреплены лиственными бревнами, а сверху склеп засыпан грунтом. Снаружи усыпальница напоминает курган, стой разницей, что в нее есть вход.
Внутри склеп расписан узорами, соответствующими той культуре, в эпоху которой был возведён. На стенах - картины из жизни рода, которому принадлежали погребенные. В оформлении потолка преобладает голубой цвет - цвет безоблачного неба. Люди верили, что после захоронения души уходят в вечную жизнь.
В центре склепа - родовое дерево. Оно символизирует единство и сплоченность. Каждый маленький росток - отдельный человек, но только союз всех этих людей, называемый родом, невозможно сломить.
По периметру склепа на полатях размещались покинувшие этот мир люди. Но они имели несколько иной облик, нежели при жизни. Во-первых, с лица умершего человека делали маску (слепок из белой глины), которые отличались в зависимости от положения человека в обществе. На маску наносили татуировку. Затем с головы умершего срезали волосы, после чего тело придавали огню (эта культура отличается трупосожжением). Прах помещали в кожаный мешок. В склепе на лежаке из сухой травы делали куклу в рост умершего человека, в грудную часть которой и вшивали мешок с прахом. «Куклу» одевали в лучшую одежду (уже тогда были известны меха, шелка, кожа). Присутствовали в склепах и украшения. Часто они были выполнены из золота, бронзы, серебра.
Всё это можно увидеть в родовом склепе, воссозданном в экспозиции Ширинского краеведческого музея.
В усыпальницу в те давно минувшие времена приходили, чтобы в присутствии «кукол», посмертных масок предков, порассуждать о мире и о себе с позиции философа - мудреца, пропустившего через свою сущность • прошлое, настоящее и будущее своей семьи, рода, страны, земли и всей вселенной. Да и современные посетители проникаются мыслями о вечном, постигая, что каждый должен достойно пройти путь, отмеренный свыше, снискав доброе среди ныне живущих, передав эстафетную палочку неведомым потомкам.
Выйдя из склепа-усыпальницы, как верующие из храма, мы действительно познаем себя еще глубже и абсолютно точно принимаем посыл мудрых прародителей о том, что потомки должны быть достойны своих предков и чтить их память.